воскресенье, 8 июля 2012 г.

Канадская медицина или Как я остался с носом.

Дорогие друзья

Прошу прощения за то что долго не писал. В последние несколько месяцев моя жизнь напоминала ежедневные приключения человека-работника.

с той лишь разницей, что я без галстука и не всегда за компьютером. А в блог я всегда стараюсь написать что-то полезное. Мне нравится помогать другим - пусть даже советом или информацией. Я знаю что всё ко мне вернётся. Однажды. Когда совет или информация потребуются мне. В интернете и так полно хлама, зачем его "обогащать" обыденной банальностью? Вобщем, последние полгода я придерживался правила: "Когда нечего сказать - нечего и говорить." (англ. - when you have nothing to say - say nothing)

Теперь же у меня снова есть чем поделиться со вдумчивым читателем.
Предыстория: Когда мне было лет 5, я неудачно упал и сломал себе нос. С тех пор  мне с каждым годом становилось труднее дышать. Особенно сильно это чувствовалось в Калгари, где очень сухой воздух. Паче всего - когда тебе говорят "Remember to breathe" (cм. предыдущий пост с видеоклипом об Альберте) а ты не можешь.

История: Около месяца назад мне сделали операцию по выравниванию носа. Всё прошло хорошо, пациент скорее жив, чем мёртв :) Когда мои близкие, друзья и знакомые узнали о просшедшем, на удивление многие выразили желание сделать себе такую-же процедуру, т.к. по непонятным причинам у удивительно большого числа из них оказались сломаные носы :)
Поэтому я считаю нужным в первую очередь рассказать им о этой процедуре; если бы меня заранее посвятили в таинства сего деяния, я бы, как минимум, по другому подготовился. Также, думаю эта тема будет интересна всем, так или иначе связанным с  медициной.

Итак, всё началось с визита к семейному врачу. Типа участковый врач. Он провёл первичный осмотр и выписал направление в Синус Центр. Типа ухо-горло-нос. Очередь на приём к врачу-специалисту была месяца три. Это потому что "не горело". Когда "горит" - тебя починят за минуты. Дождавшись своей даты, я приехал в специализированную клинику, где меня серьёзно обследовал серьёзный дядя с ну-очень серьёзными приборами. Сказал что нужна операция, предупредил о возможных последствиях и т.д. По поводу даты приказал обратиться в регистратуру. Невысокая девушка за высоким барьером весело сообщила что все операции на ближайшие три месяца расписаны, но она мне позвонит, если освободится место. (в итоге мне пришлось прождать месяца два вместо трёх). Оповестив при этом, что мне нужно будет взять как минимум неделю, а лучше - две недели отпуска. Я сказал "Да ну вас", и махнул рукой. Ответил: "Я возьму один выходной, а на следующий день выйду на работу". 

Девушка вдруг изменилась в лице; назвать эту сцену немой значило бы сильно погрешить против истины... она просто тупо ржала. То-есть громко смеялась мне в лицо. Я подумал: "Мы в Канаде, в серьёзном заведении. Девушка интелегентна, хорошо одета и не бомж. Меня не знает. Значит, у неё есть очень хорошая причина для сих лошадиных повадок." С такими мыслями я вернулся на работу и сразу же отпросился на неделю. Оказалось - не зря. 

Давным давно, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, было такое понятие: "советская медицина". Это когда ты приходишь в больницу и тебя Просто Лечат. Потом просто выписывают. По желанию и возможности ты мог подарить врачу коробку конфет, букет цветов, или чего-нибудь покрепче. Но это было сугубо добровольно. Кто помнит это время?

Потом товарищ Горбачёв засветил прожектором (перестройки) и началось... Ты приходишь в больницу, а на тебя смотрят. Смотрят в чём ты одет, в чём обут. Интересуются родом деятельности и занимаемой должностью. Потом назначают цену. Пишут список чего купить и обязательно подсказывают где. Советуют взять сразу всё и отдать вооон той медсестре, которая почему-то сидит в двух шагах от той самой аптеки, где собственно проиходит товарно-денежный оборот в ваших интересах. Или не в ваших. Неважно. Интересно, а это время кто-нибудь помнит?

Так вот, моё общение с канадской медициной было своего рода возвращением в счастливое детство. Это когда ты приходишь и тебя Просто Лечат. Меня починили хорошо, на совесть, за что я очень благодарен. Ну а теперь обо всём по порядку. Будут гротескные моменты, поэтому если вас задевает тема крови, скальпеля и т.п. - прошу дальше не читать.

Саму операцию назначили на 13:30. В Большую Больницу (Rockyview General Hospital) нужно было приехать в 10:30. Последний раз есть и пить можно было вечером накануне. То-есть в день операции я не завтракал и ничего не пил. Это было нужно чтобы был пустой желудок. Под общим наркозом расслабляются все мышцы тела, включая ту, что удерживает содержимое желудка. Если он не пуст, то это может привести к... последствиям. Вобщем, вы поняли. 

Всего в больнице я провёл около 10 часов. То есть, утром меня приняли, вечером - выписали. Это нормально для определённых видов операций, когда в госпитализации нет необходимости. 

После общего наркоза в течении 24 часов нельзя водить машину. Поэтому мне пришлось добираться туда общественным транспортом (автобус+электричка+автобус) на что ушло около часа. Это был отличный повод получить гору удовольствия от общественного транспорта! Я серьёзно - это был первый раз за полтора года, когда я выезжал из своего района не на машине!

Итак, часов в 10 я уже был в регистратуре. Предъявил водительские права и карточку страховки. Кстати, все что происходило в больнице, оплачивалось страховкой Alberta Health, т.е. для меня было бесплатным. После больницы я приобрёл пару лекарств в супермаркете, но за них почти полностью заплатила другая страховка, с работы. Разница в цене и покрытии - всего несколько долларов. 

Регистрация прошла быстро и безболезненно - Где живёте, на что жалуетесь. Вот браслет на руку. Пройдите по коридору налево, потом - направо. Так я очутился в отделении "Day Surgery", или дневная хирургия. Почти сразу же меня пригласили пройти в "палату" с койкой и переодеться в больничный халат. "Палата" в кавычках, потому что вместо стен - занавески. Хотя всё очень комфортно, чисто и по-человечески. Медсестра объяснила что у доктора (тот же самый, который ранее осматривал меня в своей клинике и теперь был готов делать операцию в этой большой больнице) изменилось расписание и он сможет мне помочь в 12 дня, т.е. на полтора часа раньше. Именно из-за такого случая мне и нужно было приехать к 10:30.

За оставшееся время меня снова допросили по поводу где живёте, что жуёте, какие аллергии и пр., взвесили, пытались поставить капельницу, проткнули вену насквозь, заболтали зубы, дали пилюлю ну и всё такое. Часам к 12 пришёл санитар, который, похоже, только тем и занимается, что перевозит людей на тележках из одного отделения в другое. Он, глазом не моргнув, устроил мне очередной форменный допрос - фамилия, имя, дата рождения, чё болит, и пр. Хотя это всё уже было написано и на браслете на руке, и на бумагах у изголовья койки.

Отвёз в хирургию. При въезде в отделение меня уже не допрашивали, он сам на блок-посте отчитался, прямо как о доставленном товаре, чесслово. Меня закатили (нет, не как колобка, а на тележке) в полу-тёмный коридор, в котором и другие пациенты ожидали свои операции. Через несколько минут ко мне пришёл крупный добродушный дядька, представился анестезиологом, и начал меня развлекать разными шутками-прибаутками. Должен признать у него это здорово получалось. Я, конечно, понимаю что это у них политика такая - зубы тебе заговорить, пока ножики точат... Также, я знал что операция будет под общим наркозом, поэтому был спокоен как слон и невозмутим как Чак Норрис.


В процессе общения с балакучим дядькой я переместился (будучи всё на той же тележке), поближе к операционной, где мне навстречу вышел ещё один анестезиолог. Ему было лет двадцать с небольшим, и я так понял что он всё делает под руководством своего более опытного коллеги. Практикант, или начинающий доктор, я так и не понял. Дело своё он знал, капельницу поставил и устроил мне очередной форменный допрос. Често говоря, к этому моменту меня это уже начало доставать. Ну сколько раз можно задавать одни и те же вопросы: Как тебя зовут? Какой у тебя адрес? Какой индекс? Какую операцию тебе сегодня делают? Какие у тебя аллергии? И это после того, как тебя оставили без завтрака и лишили кофе! Ну я опять ответил на все вопросы.

Тут пришёл тот самый доктор из синус центра. Говорит: у тебя есть какие-то вопросы? Типа последнее желание перед отключкой. Ну я и попросил не делать мой нос ещё больше. Он и так был больше обычного почти всю жизнь. Док, похоже обрадовался такой просьбе и пообещал, что мой нос станет меньше и как у Бреда Пита. "Только не губы как у Анжелины Джоли" подумал я, но вслух ничего не сказал. Мало, вдруг юмор не поймут, или решат приколоться...

На таком ре-миноре меня вкатили в операционную, где были 3 медсестры в стерильной униформе. И тут одна из них, держа мои бумаги в руках, начинает по-новой: "Как тебя зовут?" Я, конечно, ответил на всё правильно, но потом всё же полюбопытсвовал - почему так часто одно и тоже спрашивают. Тут же высказанное мной предположение (чтобы меня не перепутали с другим пациентом и не отрезали ногу) оказалось верным!

Потом меня переложили на узкий стол, дали подышать (цитирую анестезиолога) "кислородом из Банффа" и всё.

Очнулся я через 2-3 часа в отделении дневной хирургии, в котором и начиналось моё утро.
Остаток дня помню смутно, как и последующие за ним семь дней. На это есть причины, о которых в "За и Против" ниже. Семья забрала меня часов в восемь вечера, мы купили лекарства в супермаркете по пути, а потом поехали домой. 

"ЗА", или почему стоит делать подобную операцию:

1) Стало легче дышать. В мозг поступает больше кислорода. Появляются новые силы, приходят новые мысли. Например: я могу работать инженером в Канаде! Действительно, теперь я чувствую себя гораздо более адекватно для всего сложного пути становления настоящим Канадским инженером. Ведь для этого нужно опять учиться, сдавать экзамены и прочее. И только теперь, после операции, я чувствую что смогу это сделать.

2) Хорошие лекарства. Боли не чувствуешь ни во время, ни после операции. Я неделю ходил с перебинтованым носом, и как только появлялись неприятные ощущения, пил очередную таблетку. Так что страдания были сведены к минимуму.

3) Новый нос. Ребята, у меня новый нос! Если раньше он был "греческого типа", т.е. с горбинкой и немного тоньше обычного в ширину, то сейчас профиль ровный, и ширина в норме.

4) Новые запахи. Конечно, здесь результаты будут у каждого свои, но в моём случае обострилось обоняние. Это здорово.

5) Интоксикация кислородом. Такое бывает если ты живёшь в крупном задымлённом городе, а потом выезжаешь в сосновый бор после грозы. Голова может немного кружиться, немного болеть, но в целом очень классное чувство. Теперь у меня такое часто :)

"ПРОТИВ", или почему не каждому владельцу искривлённого носа стоит делать эту кровавую процедуру.

1) Это серьёзная операция. Меня разрезали как минимум в трёх местах, т.е. на лице +3 шрама. Я подозреваю, что были затронуты лицевые кости черепа, потому как первые дни опухшим я был немеряно.

2) Кровь во время операции стекает в желудок, где сворачивается и становится чёрной. А желудок не сильно этому рад, поэтому при первой же возможности освобождается от неё. Кратчайшим путём.

В больнице об этом предупреждают при выписке. Прямо не говорят, а со словами "На, почитаешь когда время будет" вручают бумажку, где небольшим шрифтом сообщается чего ждать.

3) Хорошие лекарства. К которым быстро привыкаешь. Трамадол и Оксикодон называются. Это, фактически, наркотики. Отлично снимают боль, а заоодно дают тебе возможность полетать. Способствует открытию K+ и Ca2+-каналов в мозгу, открывая двери в новые миры.

Нужно было пить по 1-2 таблетки или первого или второго препарата каждые 4-6 часов в течении первой недели после операции. Не принимать их, заменяя их большими дозами обычных обезбаливающих - бесполезно. Я пробовал.

Последнюю таблетку я принял утром, перед тем как мне сняли повязки с лица (ровно через неделю после операции). День-два после этого "открытые каналы" ещё просились в "новые миры", но мне уже не было так больно, поэтому я закрыл им двери.

Странные ощущения были когда первый раз сел за руль после курса приёма препаратов; очень удивлялся, почему все машины так быстро едут? И почему все так быстро поворачивают? :) :)

4) Время. Полное восстановление - 3 месяца. Это когда всё должно перестать болеть совсем (сейчас мой нос болит только когда к нему прикасаешься. Чуствительность вернулась на 99%). А первую неделю придётся вычеркнуть из жизни. Я пытался провести это время с пользой - например, наконец-то выучить инструкцию от фотоаппарата. Куда там! Сконцентрироваться невозможно. Альтернативная реальность в параллельной вселенной - пожалуйста! Работа в режиме приоритета диафрагмы - ни за что.

5) Новый нос. По словам моего доктора, идеальных носов не бывает. Да, мне стало легче дышать, но у меня изменилась внешность. Постепенно свыкаюсь с мыслью, что как раньше уже не будет. Всё таки за тридцать лет я привык к своему лицу :)

Ну и три новых шрама. Один - снизу, между ноздрями. Его не видно. Два - сбоку. Их видно. Сейчас пробую Bio Oil, говорят помогает.

5) Опухоли, синяки и последствия. Были и глаза енота, и щёки хомяка, и жёлтая кожа удава-альбиноса. Сын отказывался обнимать пока бинты не сняли. Конечно, я оклемался и с сыном уже снова друзяки, но видно что кожа на лице постарела. Появились новые морщины и пр. Для меня это - нормально. Я понимаю что не вечен. И что не девица на выданье :)

Так что жизнь продолжается! Сегодня сбылась давняя мечта - купил BBQ. Теперь осталось собрать, подключить балон с газом (стоит с прошлого года!), позвать друзей и жарить мясо. Много мяса!



Спасибо всем кто дочитал до конца. Надеюсь что мой "краткий" опус внесёт ощущение перспективы в головы с перебитыми носами, замышляющими коррекцию последних. Заодно предваряя здравые умы о безумной тропе сквозь маковое поле.

Резюме - идите на операцию только если это Действительно Нужно. Просто Необходимо.

Если можете прожить без неё - живите. Живите долго и счастливо. Удачи вам. 

P.S. По просьбе Евгения добавляю фото "до" и "после"


3 комментария:

  1. Сем, ты бы хотя бы две фотки для сравнения выложил ))))))) до и после .......

    ОтветитьУдалить
  2. значит 16 фоток для сравнения Чак Норриса не достаточно???

    шучу. сфоткаюсь и выложу.

    ОтветитьУдалить